О ФИРМЕ ПРОДУКЦИЯ УСЛОВИЯ ТРУДА ИСТОРИЯ КОНТАКТЫ
ИСТОРИЯ Глава 8
Введение. ПАО "СФ "АЛМАЗ"
Глава 1. Становление верфи деревянного катеростроения
Глава 2. В годы Великой Отечественной войны
Глава 3. Первые в мире ракетные катера и малые ракетные корабли
Глава 4. Катера и корабли на воздушной подушке
Глава 5. Ракетные катера проекта 1241 системы «Молния»
Глава 6. Представительские катера
Глава 7. Для охраны морских границ
Глава 8. Годы конверсии и перехода к рыночной экономике
Глава 9. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами
Глава 10. Судостроительная фирма «Алмаз» в третьем тысячелетии
Справка. Руководители предприятия

Имя: 
Пароль: 
 


поиск по сайту
Внимание, официальные объявления
Адресная книга специалистов фирмы
Как нас найти. Алмаз на карте города
Ваши пожелания вэбмастеру

Годы конверсии и перехода к рыночной экономике

В конце 1980-х годов в период перестройки государство провозгласило политику конверсии промышленных предприятий военного комплекса. Большинство из этих предприятий, в том числе и ПО «Алмаз», наряду с основной продукцией традиционно выпускали так называемые «товары народного потребления». По этому направлению к концу 1980-х ПО «Алмаз» ежегодно выпускало свыше 70 тысяч сервировочных и журнальных столиков, около 11 тысяч кроватей и матрацев, что составляло примерно 15% трудоемкости от всей производимой продукции.

Теперь предстоял перевод на гражданскую тематику части мощностей основного производства. В 1990 году на предприятии в рамках освоения «мирной» продукции были спроектированы и изготовлены для тружеников села рассадопосадочные машины для механизированной посадки капусты. Плавный путь конверсии в начале 1990-х годов был нарушен революционным переходом государства от плановой к рыночной экономике. Формально тематическая ниша – строительство малых ударных кораблей для ВМФ и сторожевых катеров и кораблей для Морпогранохраны - сохранялась , но объемы государственного военного заказа резко сокращались. Прекратилось финансирование государством работ по техническому перевооружению производства , и, в первую очередь, по строительству нового эллинга, котельной, энергоблока, системы оборотного водоснабжения и столовой, что было предусмотрено генеральным планом реконструкции и развития.

Из всех работ по реконструкции к 1991 году был засыпан ковш и ликвидирован поперечный слип у эллинга №3, частично возведены стены нового эллинга, построена столовая.

В 1991 году завод построил последние корабли проектов 1234.1 (МРК «Овод»), 205П (ПСКР «Тарантул»), 12322 (амфибийный МДК «Зубр»), которые служили основным источником финансирования. Новых кораблей отечественный ВМФ не заказывал. Определенную поддержку оказывали работы по началу строительства новых пограничных кораблей проекта 10410 «Светляк»,но решить задачу загрузки производственных мощностей они не могли, поскольку строились при неполном финансировании.

Перед предприятием встала задача самостоятельного поиска новых заказчиков и выбора тематики. Одним из таких направлений руководство «Алмаза» выбрало произ-водство крейсерских яхт. Было построено несколько яхт проекта «Алмаз-53», налажено сотрудничество с польской яхтенной фирмой Shipyard Maritime Europe Ltd. Для индивидуального заказчика было произведено переоборудование пассажирского теплохода «Ласточка» в моторную яхту «Лаймарита». В процессе переоборудования был проведен большой объем работ по перепланировке помещений, изменению внешнего вида судна, отделке и оборудованию помещений по европейским стандартам.

Учитывая опыт предприятия в создании амфибийных КВП , для Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга было построено амфибийное судно проекта 14661 «Рысь». Для лоцманов Санкт-Петербурга было построено также несколько водоизмещающих катеров проекта АР-1600. Корабелы «Алмаза», имея большой опыт работы с легкими сплавами, приняли участие в постройке первых опытных вагонов для скоростной магистрали Москва- Санкт-Петербург.

Благодаря умелым действиям генерального директора А.П.Королева фирма «Алмаз» стала участником программы по созданию системы природоохранных судов.

В 1995 году было построено головное судно экологического мониторинга проекта 16220 «Экопатруль-1» для мониторинга акватории Невы , Невской губы и Ладожского озера, а вскоре второе судно этого же проекта «Экопатруль-2» для акватории Волги и Каспия и третье «Экопатруль-3» для Москва-реки. Судно проекта 16220 представляет собой однопалубный двухвальный катамаран с кормовым расположением машинных отделений, одноярусной надстройкой и рулевой рубкой в носовой части. Для улучшения условий обитаемости блок помещений в надстройке установлен на амортизаторах. Для проведения широкого спектра экологических исследований судно оснащено специально разработанным комплексом приборов и устройств системы «Акватория». Эта система была разработана специально для этого судна Ассоциацией предприятий морского приборостроения. В состав комплекса «Акватория» входят: буксируемая система контроля параметров водной среды, система контроля приповерхностного слоя воды, система ультразвукового зондирования, телеуправляемый подводный аппарат, устройства отбора проб воды и донного грунта, система контроля уровня удельной радиоактивности, гидротехническая лаборатория, вычислотельный центр. По насыщенности аппаратурой и объему решаемых задач это 55тонное судно не имеет себе равных в мире. Поэтому не случайно работа по созданию первых в мире судов экологического мониторинга проекта 16220 в 1996 году была удостоена Премии Правительства Российской Федерации. В числе лауреатов Генеральный директор СФ «Алмаз» в то время - А.П.Королев.

В развитие природоохранной тематики в 1999 году для Калининградского региона по проекту 23107Э на СФ «Алмаз» было построено морское природоохранное судно «Россия» водоизмещением 105тонн. Потребность в таких судах огромна, но ограниченное финансирование сдерживает развитие этого перспективного направления.

Весьма разнообразная продукция, хотя и не имевшая продолжения, выпускавшаяся на «Алмазе» в 1990-егоды, позволила сохранить основное производство.

В 1993 году Судостроительная фирма «Алмаз» стала акционерным обществом открытого типа. Необходимость более гибкого управления фирмой в условиях рыночной экономики потребовала отхода от сложившейся традиционной системы подразделения судостроительного предприятия на цехи. Был создан ряд производств, объединивших родственные по направленности цехи в производства. За счет собственных средств к концу 1990-х годов была завершена основная часть технического перевооружения . В первую очередь, это касается нового эллинга. В 2000 году его удалось ввести в эксплуатацию. Это уникальное сооружение производственной площадью 9000 квадратных метров при высоте до подкрановых путей 28 метров позволяет осуществлять постройку корабля в закрытом помещении практически до полной готовности. Тем самым фирма менее связана с сезонностью достроечных работ. Кроме того, улучшается качество работ. Для обеспечения спуска кораблей, строящихся в новом эллинге, были построены гидротехнические сооружения, включающие в себя : причальную стенку с береговыми опорами, одну мористую опору для дока и две мористые швартовные тумбы. Эти сооружения обеспечивают установку дока к любой стапельной позиции эллинга. Эллинг и площадка перед ним оборудованы вытяжными рельсовыми путями и вьюшками для выкатки кораблей из эллинга в док и наоборот.

Ввод в строй нового эллинга позволил расширить корпусообрабатывающее производство за счет производственных площадей эллинга №3. К значимым мероприятиям по реконструкции фирмы за счет собственных средств следует отнести также реконструкцию механического цеха и инженерных систем.

Выполненный объем капитального строительства к началу третьего тысячелетия позволяет фирме «Алмаз» строить современные корабли как с корпусами из стали, так и с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов.

Поскольку выбор заказчиком предприятия зависит не только от цены и сроков поставки продукции , но и от ее качества, руководство «Алмаза» самое пристальное внимание уделяет системе управления качеством продукции. В 1996 году соответствие системы управления качеством проектирования, постройки и послепродажного обслуживания фирмы «Алмаз» международному стандарту ISO 9001 было подтверждено «Сертификатом соответствия», выданным классификационным обществом Bureau Veritas. А в 1998 году фирма получила Премию Санкт-Петербурга по качеству, опередив остальные предприятия города с численностью работников до 1000 человек. В том же году построенный фирмой катер типа Sea Horse вошел в число 100 лучших товаров России.

Стратегические задачи в области качества на базе таких принципов как ориентация работы на потребителя, непрерывное совершенствование производства, комплексное решение задач по обеспечению качества, вовлечение в решение проблем качества всего персонала, отражены в специальном документе «Политика фирмы в области качества». Предприятие, оставшееся в начале 1990-х голов без централизованного финансирования, благодаря энергичному и умелому руководству генерального дирек-тора А.П.Королева сумело выстоять. Именно благодаря интенсивному поиску потенциальных заказчиков, проводившемуся лично А.П.Королевым, фирма получила заказы по природоохранной тематике, по аэрокосмическому направлению, оборудованию для АЭС, яхтам, скоростным катерам , вагонам для скоростной магистрали, лоцманским катерам и другим изделиям. Благодаря А.П.Королеву фирма сохранила за собой традиционную нишу - поставку кораблей для Морской пограничной охраны страны.

Судостроители «Алмаза» в последнее десятилетие ХХ века , продолжая сотрудничество с морскими пограничниками, сдали Морпогранохране ФСБ России семь СПКР проекта 10410 «Светляк». Кроме того фирма «Алмаз» сумела предложить морским пограничникам привлекательный для них сервис – ремонт и обслуживание пограничных кораблей Северо-Западного пограничного округа в течение всего их жизненного цикла.

Осуществив переход на рельсы рыночной экономики, предприятие со второй половины 1990-х годов стало стабильно наращивать объемы товарного выпуска продукции.

Глава 7 Глава 9

комментарии к статье  (всего: 0)
всего: 542885, сегодня: 11