О ФИРМЕ ПРОДУКЦИЯ УСЛОВИЯ ТРУДА ИСТОРИЯ КОНТАКТЫ
ИСТОРИЯ Глава 4
Введение. ПАО "СФ "АЛМАЗ"
Глава 1. Становление верфи деревянного катеростроения
Глава 2. В годы Великой Отечественной войны
Глава 3. Первые в мире ракетные катера и малые ракетные корабли
Глава 4. Катера и корабли на воздушной подушке
Глава 5. Ракетные катера проекта 1241 системы «Молния»
Глава 6. Представительские катера
Глава 7. Для охраны морских границ
Глава 8. Годы конверсии и перехода к рыночной экономике
Глава 9. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами
Глава 10. Судостроительная фирма «Алмаз» в третьем тысячелетии
Справка. Руководители предприятия

Имя: 
Пароль: 
 


поиск по сайту
Внимание, официальные объявления
Адресная книга специалистов фирмы
Как нас найти. Алмаз на карте города
Ваши пожелания вэбмастеру

Катера и корабли на воздушной подушке

В конце 1960-х годов в стране началось реформирование промышленности с целью сокращения времени внедрения новой техники. Стали создаваться организационные структуры, сочетающие проектную и производственную базы. Поскольку единоличным проектантом катеров для Ленинградского Приморского завода на тот период оставалось ЦМКБ «Алмаз», в Правительстве было принято решение об объединении этих структур. Согласно приказу министра судостроительной промышленности №0299от 1 июня 1970г ЛПЗ и ЦМКБ «Алмаз» с Опытным Морским заводом объединялись в ПТО «Алмаз» (с 1974г ПО «Алмаз»). К этому времени на Опытном Морском заводе ЦМКБ «Алмаз» началось освоение амфибийных десантных катеров на воздушной подушке. Было построено несколько 27 тонных штурмовых десантных катеров проекта 1205 «Скат», завершалось строительство опытного МДК проекта 1232 «Джейран» для перевозки двух средних танков. На то время это был самый крупный в мире амфибийный десантный корабль водоизмещением около 350т. При мощности двух газовых турбин 16000л.с. каждая он должен был развивать скорость хода около 50 узлов.

После объединения производственных мощностей ЛПЗ и Морского завода последний стал специализироваться на строительстве катеров и кораблей на воздушной подушке (КВП).

Здесь в 1970г был сдан в опытную эксплуатацию первый КВП «Джейран» (главные конструкторы Ю.Ю. Бенуа, затем Л.В. Озимов). Главным строителем первого КВП «Джейран» был М.С. Розенфланц, ответственным сдатчиком – Ю.Н. Стуколкин.

Развертывание строительства КВП на Морском заводе, ставшем площадкой №2 ПО «Алмаз», сопровождалось строительством новых эллингов. Эллинг №1 на площадке №2 был введен в строй в 1970г. Согласно проекту ГСПИ-2 он представлял собой сооружение длиной 72 м и шириной 36 м. Позднее был построен точно такой же второй эллинг. Между эллингами была предусмотрена 5 этажная встройка, объединившая эллинги в единый комплекс. Полностью перестраивалась набережная. Затем было осуществлено строительство котельной, монтажного и гальванического участков.

После постройки первого КВП «Джейран», корпус которого изготавливался из алюминиево-магниевого сплава В48-4 клепаным, по инициативе Ю.Н. Стуколкина серийные КВП «Джейран» стали изготавливаться сварными из сплава АМГ61 (сплав 1561). Это позволило существенно снизить трудоемкость и стоимость корпусных работ, сократить сроки постройки КВП.

Всего в период 1970-1985гг было построено 20 КВП «Джейран», один из них строился на площадке №1 ПО «Алмаз». Строителями серийных КВП «Джейран» были В.М.Любимов и В.И.Ермолин.

По мере освоения флотом нового типа десантных кораблей – амфибийных КВП – стали вырисовываться их преимущества и недостатки. К тактическим недостаткам КВП Военно-Морской Флот относил их малую дальность плавания (200-300миль), а также ограничения по мореходности при ходе на воздушной подушке (3 – 4 балла). Чтобы совместить большую дальность плавания и высокую мореходность больших водоизмещающих десантных кораблей (БДК) типа «Иван Рогов» с высокой скоростью и амфибийностью КВП, конструкторам предложили разработать КВП, размещающийся в док-камере БДК и несущий один средний танк. Новый КВП проекта 1206 получил наименование «Кальмар» (главный конструктор Ю.П. Семенов). Этот КВП был способен перемещать полезную нагрузку массой в 37 т со скоростью 55 узлов на расстояние до 100 миль. Головной катер был построен на площадке №2 ПО «Алмаз» (бывший Морской завод) в 1972 году. Главным строителем и ответственным сдатчиком корабля был Ю.М. Соколов. Всего завод построил два КВП «Кальмар». На нем впервые были применены новые газовые турбины М70 мощностью 10000л.с. Благодаря кольцевым насадкам эта мощность перерабатывалась воздушными винтами диаметром всего 3,5м. Проект 1206 «Кальмар» завершил «триаду» отечественных КВП первого поколения.

В процессе создания кораблей на ВП первого поколения, в ходе их опытной эксплуатации было решено много технических проблем – были созданы конструкции надежных гибких ограждений, были разработаны конструкции воздухоприемных устройств главных двигателей, позволившие решить проблему очистки воздуха от морских брызг, были созданы уникальные угловые редукторные передачи, новые типы нагнетателей, системы автоматического управления , приборы для измерения скорости хода и многое другое.

В 1978 году работа по созданию амфибийных десантных кораблей на ВП была удостоена Государственной премии СССР. В числе награжденных – слесарь-монтажник ПО «Алмаз» Елисеев Н.Д.

В создании КВП второго поколения производственной площадке №2 ПО «Алмаз» выпала честь осваивать строительство самого крупного в мире амфибийного КВП «Зубр». Проект разрабатывался в ЦМКБ «Алмаз» (главные конструкторы Ю.П. Семенов, Ю.М. Мохов, Ю.П. Семенов). Корабль, создаваемый на замену КВП «Джейран», должен был перевозить три средних танка со скоростью 60 узлов на расстояние в 300 миль. Гибкое ограждение в отличие от КВП «Джейран» было сделано одноярусным, а не двухярусным. Главные двигатели размещались на специальных пилонах, что исключало сложные трансмиссии. Мощность к движителям-воздушным винтам в насадках и нагнетателям передавалась от отдельных агрегатов. Для повышения боевой устойчивости дополнительно к двум артустановкам АК-630 корабль оснащался РСО «Огонь». Была установлена система обнаружения и целеуказания ФОТ (на головном) , МР-123-01 «Вымпел» (на серийных).

Подготовка производства на площадке №2 ПО «Алмаз» для строительства КВП проекта 12322 «Зубр» была завершена в 1982 году и началось строительство головного корабля. Старшим строителем и ответственным сдатчиком был назначен В.М.Любимов. Закладка головного КВП «Зубр» состоялась 23 февраля 1983г и была приурочена к 50летию предприятия. Весной 1985 года постройка головного КВП «Зубр» была завершена и начались его швартовные испытания, а 9 октября 1985г после спуска на воду -заводские ходовые испытания. Согласно плану МСП в 1985г должны были завершиться и государственные испытания головного КВП «Зубр», но в процессе ходовых испытаний выявился ряд конструктивных недостатков, потребовавших значительного объема ремонтно-модернизационных работ и проведения специальных всесторонних испытаний . В сентябре 1987г программа СВИ была выполнена. 16 июля 1988г корабль был предъявлен на государственные испытания и 10 октября 1988г был подписан акт о приемке его в состав ВМФ. После этого продолжилось строительство серийных кораблей проекта 12322 «Зубр». Всего было сдано отечественному ВМФ пять МДК «Зубр» и два корпуса остались невостребованными флотом ввиду отсутствия финансирования в начале 1990-х годов. Огромный научно-технический потенциал, заложенный в проект МДК «Зубр», позволил СФ «Алмаз» на рубеже ХХ – ХХI веков осуществить поставку трех МДК «Зубр» на экспорт.

Глава 3 Глава 5

комментарии к статье  (всего: 0)
всего: 527198, сегодня: 41