О ФИРМЕ ПРОДУКЦИЯ НОВОСТИ ИСТОРИЯ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ КОНТАКТЫ
ИСТОРИЯ Глава 3
Введение. ОАО "СФ АЛМАЗ"
Глава 1. Становление верфи деревянного катеростроения
Глава 2. В годы Великой Отечественной войны
Глава 3. Первые в мире ракетные катера и малые ракетные корабли
Глава 4. Катера и корабли на воздушной подушке
Глава 5. Ракетные катера проекта 1241 системы «Молния»
Глава 6. Представительские катера
Глава 7. Для охраны морских границ
Глава 8. Годы конверсии и перехода к рыночной экономике
Глава 9. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами
Глава 10. Судостроительная фирма «Алмаз» в третьем тысячелетии
Справка. Руководители предприятия

Имя: 
Пароль: 
 


поиск по сайту
Внимание, официальные объявления
Адресная книга специалистов фирмы
Как нас найти. Алмаз на карте города
Ваши пожелания вэбмастеру

Первые в мире ракетные катера и малые ракетные корабли

Вторая Мировая война дала толчок бурному развитию науки и техники, вызвавший появление в середине 1950-х годов совершенно новых вооружений и технических средств для ведения боевых действий на море. Отечественное военное катеростроение оказалось в авангарде этого процесса, а заводу №5 Минсудпрома выпала ключевая роль в реализации новаторских решений.

Созданные к этому времени радиолокационные средства обнаружения и распознавания морских целей, автоматические скорострельные артиллерийские установки среднего (57 и 76 мм) и малого ( 30мм) калибров, управляемые от упомянутых радиолокационных средств, делали практически невозможными дерзкие неожиданные атаки торпедных катеров, характерные для периода Второй Мировой войны.

Для восстановления престижа москитного флота требовалось оснастить катера оружием, способным поражать противника, находясь вне зоны досягаемости его средств самообороны.

Таким оружием могли стать появившиеся в начале 1950-х годов легкие авиационные крылатые ракеты. Радиус действия этого оружия превышал дальность действия средств самообороны кораблей того периода. Не случайно, появление крылатых ракет было замечено отечественными проектантами боевых катеров, стремившимися удержать боевую эффективность катеров в условиях оснащения кораблей противника новыми средствами самообороны. Для реализации идеи была создана своего рода целевая программа, которую предложил начальник-главный конструктор ЦКБ-5 Юхнин Е.И. После одобрения в Правительстве началась реализация упомянутой программы, в результате которой был создан комплекс легкого катерного ударного ракетного оружия (УРО), состоящий из крылатых ракет П-15, аппаратуры предстартового контроля (АПК) МК-131А, приборов управления стрельбой (ПУС) «Клен» и РЛС обнаружения и целеуказания «Рангоут». Ракета П-15 была создана в МКБ «Радуга» под руководством А.И. Березняка, ПУС «Клен» разрабатывался в НПО «Агат» под руководством А.А. Машкова, АПК - в НПО «Алмаз» под руководством Я.И. Павлова, РЛС «Рангоут» - в ЦНИИ «Гранит» под руководством В.А. Кучерова. В качестве носителя этого комплекса был выбран катер проекта 183, с которого снималось все, связанное с торпедным вооружением. Новому проекту, разработанному под руководством Юхнина Е.И,. присваивался индекс 183Э. Поскольку на момент разработки проекта 183Э не было опыта применения УРО с катеров, потребовались многочисленные опытные работы, в которых завод № 5 принимал непосредственное участие. Для натурных испытаний на полигоне Ржевка завод изготовил две ходовые рубки - из стали и дерева, натурные отсеки, воссоздавшие примерно половину корпусных конструкций катера. Кроме того, конструкторы СКБ-5 в результате полигонных испытаний ракет разработали пусковую ракетную установку.

Все работы делались настолько оперативно, что уже летом 1957года заводом №5 были построены два экспериментальных катера проекта 183Э и переведены на Черное море для натурных испытаний. 10 декабря 1957 года состоялся первый успешный запуск П-15 с борта 183Э. Этот день, по праву можно считать днем начала эры ракетных катеров. Удачная базовая платформа ТКА проекта 183, простота и надежность в эксплуатации позволили длительное время использовать ракетные катера проектов 183Р и 183РТР как в отечественном, так и в зарубежном флотах. Всего завод построил 26 катеров проекта 183Р и 30 катеров переоборудовал по проекту 183РТР.

Продолжением работ по ракетным катерам для завода №5 стало строительство ракетных катеров проекта 205, созданных также ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») под руководством Юхнина Е.И. В отличие от проекта 183Р новый катер оснащался не двумя, а четырьмя ракетами П-15, кроме того, он имел стальной корпус, а в качестве главных двигателей были применены уникальные отечественные быстроходные дизели завода «Звезда» М-503 (затем М-504) агрегатной мощностью 4000 л.с. (5000 л.с.). В отличие от катера проекта 183Р, новый катер в качестве средств самообороны вооружался двумя 30мм артустановками АК-230, управляемыми от РЛС МР-104. При водоизмещении около 220 т катер мог развивать скорость полного хода до 40 узлов на тихой воде и 30 узлов на волнении 5 баллов. При ходе на 4-х балльном волнении катер не имел ограничений по использованию оружия.

Переход на строительство катеров проекта 205 с корпусами из стали потребовал реконструкции завода. При этом производство деревянных катеров сохранялось. Благодаря организаторскому таланту директора завода Колечицкого В.Д. в сжатые сроки были освоены новые технологии и обучены кадры. Был организован корпусообрабатывающий цех, участки химической очистки и пассивирования металла, была введена в строй новая трансформаторная подстанция. Эллинг №3 был переоборудован под строительство стальных катеров. В этом эллинге были организованы участки узловой и секционной сборки, оборудованные плитами, постелями, кондукторами, приспособлениями для сборки и сварки узлов, плоскостных и объемных секций, стеллажами для поступающих на сборку деталей и узлов, приспособлениями для кантования и транспортировки секций и блоков. Кроме того, продольный слип, который эксплуатировался на заводе с 1933 года, был рассчитан на спусковую массу около 60 тонн и не мог обеспечить спуск катеров проекта 205, имевших спусковую массу более 150 тонн. Поэтому в районе эллинга № 3 был вырыт ковш, соединенный с акваторией Малой Невы, и на стороне ковша, обращенной к эллингу № 3 , построен поперечный слип, предназначенный специально для спуска катеров проекта 205. Не смотря на столь значительные работы по техническому переоснащению завода, головной катер проекта 205 был построен и сдан ВМФ заводом № 5 в 1960г. С 1961 года началась серийная постройка катеров проекта 205 на 3-х заводах. Завод №5 построил 89 катеров проекта 205.

За создание первых в мире ракетных катеров проектов 183Р и 205 главный конструктор катеров Юхнин Е.И., его заместитель Городянко А.П., руководители работ: по ракете П-15 - Березняк А.Я., по РЛС «Рангоут»- В.А.Кучеров, по ПУС «Клен»- Машков А.А., по АПК – Павлов Я.И., главный наблюдающий Дмитриев В.В., ответственный сдатчик Мартынычев Н.И., а также начальник отдела ЦКБ-5 Гусев В.П. в 1962 году были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.

Созданием нового класса боевых катеров отечественные специалисты почти на 10 лет опередили страны НАТО. Успешное использование катеров проектов 183Р и 205 в локальных конфликтах подтвердило правильность выбранного пути по повышению боевой эффективности катеров. Взгляды зарубежных специалистов на место и роль ракетных катеров в современных конфликтах изменились, НАТО приступило к созданию своих ракетных катеров.

Традиция использовать платформу боевого катера при создании пограничных катеров была сохранена и в проекте 205 – на базе платформы этого катера был создан пограничный корабль проекта 205П «Тарантул».

Не упуская инициативу в создании ракетных катеров , отечественный ВМФ в середине 1960-х годов поставил перед промышленностью задачу создать новый катер с усиленными - ракетным вооружением ( ракеты П-120 с дальностью стрельбы 120км) и средствами самообороны( ЗРК «Оса-М» и 57мм артустановка АК-725). Проект такого катера под номером 1234 был разработан ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Пегова И.П. Поскольку водоизмещение превысило катерные нормы (более 500т), ВМФ предложил отнести его к новому классу – к малым ракетным кораблям (МРК). Строительство МРК проекта 1234 потребовало очередной реконструкции завода. Она осуществлялась согласно распоряжению Совета Миностров СССР №402Р от 10 марта 1964 года.

На заводе прекращалось строительство деревянных катеров и эллинг №1 полностью переоборудовался под производство МРК проекта 1234. Для спуска МРК проекта 1234 ГСПИ-2 (автор В.А.Никищенков) разработал комплекс гидротехнических сооружений, включающий причал, спусковой передаточный док проекта 960 грузоподъемностью 1000т, «доковую яму» для погружения дока, достроечную набережную. Одновременно с реконструкцией сборочного производства (эллинг №1) была проведена реконструкция и корпусообрабатывающего производства. В 1966г завершилось строительство нового двухпролетного корпуса для корпусообработки и сборки секций из стали, а в помещении существовавшего корпусного цеха сосредоточили работы по корпусообработке и сборке секций из легких сплавов.

Головной корабль проекта 1234, получивший наименование «Буря», был заложен на заводе №5 (Ленинградском Приморском заводе) 13 января 1967года, предъявлен на испытания и сдан ВМФ в 1969году. После этого началось его серийное строительство . В 1974г проект модернизировали (проект 1234.1). Всего по проектам 1234 и 1234.1 завод построил 30 кораблей. Строитель первого МРК «Буря» - Дитятьев Б.П.

Для поставки на экспорт ЦМКБ «Алмаз» разработало проект 1234Э. По этому проекту завод поставил МРК в Индию, Ливию, Алжир.

В техническом задании на МРК проекта 1234 ВМФ предусмотрел наряду с водоизмещающим вариантом также вариант с автоматически управляемыми подводными крыльями. Позднее это ТТЗ было выделено в отдельный проект, которому присвоили индекс 1240 и дали условное название «Ураган». Главным конструктором проекта был назначен Бурлаков В.М. Состав вооружения был близок проекту 1234, но несколько сокращен – 4 ракеты П-120, а не 6, как у пр.1234, одна 30мм артустановка, а не 57 или 76-мм артустановки. Для облегчения корпуса его предусмотрели легкосплавным из материала АМГ62Т1, а подводные крылья - из титанового сплава. В качестве главных двигателей предусматривались две легкие газовые турбины агрегатной мощностью по 18000л.с. При водоизмещении около 430 т скорость хода ожидалась не 34-36 узлов, как у МРК проекта 1234, а 57-60 уз. Благодаря системе автоматического управления закрылками и полноповоротными крыльями при движении на волнении высотой 3,5м амплитуды качки не должны были превышать 2-3 градусов ,и тем самым, снимались проблемы с задержкой старта ракет.

Постройке МРК проекта 1240 «Ураган» предшествовал большой объем опытно-конструкторских работ, включая постройку 67 тонного судна «Тайфун» для отработки принципов построения систем автоматики, угловых колонок, систем очистки от воды воздуха главных двигателей и т.д.

Строительство МРК «Ураган» началось в 1972 году, к осени 1975 года на нем смонтировали комплекс малого хода и провели испытания в водоизмещающих режимах. В 1976 году смонтировали изготовленные на Северном машиностроительном предприятии титановые подводные крылья и отправили в Лиепаю для испытаний. В 1978 году корабль перевели на Черное море и в 1981 году передали в опытную эксплуатацию Черноморскому флоту. Зимой 1981 года вблизи Севастополя прошли сравнительные мореходные испытания МРК «Ураган» и близкого по водоизмещению и скорости МПК «Сокол» также с подводными крыльями, но с более упрощенной системой стабилизации и не имевшего устройства подъема крыльев, что существенно усложняло эксплуатацию. «Ураган» показал более высокие мореходные качества, его крыльевая схема оказалась более совершенной. К сожалению «Ураган» опередил свое время, промышленность оказалась не готова к массовому производству таких кораблей, а ВМФ – к их эксплуатации. Поэтому серийное строительство МРК проекта 1240 «Ураган» не осуществлялось. В создании этого корабля наряду с конструкторами, решившими сложную научно-техническую и инженерную проблему, велика заслуга заводчан, и в первую очередь, генеральных директоров Полухина Г.Г.и Косенкова В.К., главного инженера Пономарева А.А., строителей М.И.Украинского, И.И.Костинского, М.И.Тузова, В.И.Сибирцева, В.И.Мерцалова.

Глава 2 Глава 4

комментарии к статье  (всего: 0)
всего: 495243, сегодня: 49