О ФИРМЕ ПРОДУКЦИЯ ИСТОРИЯ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ КОНТАКТЫ
ИСТОРИЯ Глава 2
Введение. ОАО "СФ АЛМАЗ"
Глава 1. Становление верфи деревянного катеростроения
Глава 2. В годы Великой Отечественной войны
Глава 3. Первые в мире ракетные катера и малые ракетные корабли
Глава 4. Катера и корабли на воздушной подушке
Глава 5. Ракетные катера проекта 1241 системы «Молния»
Глава 6. Представительские катера
Глава 7. Для охраны морских границ
Глава 8. Годы конверсии и перехода к рыночной экономике
Глава 9. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами
Глава 10. Судостроительная фирма «Алмаз» в третьем тысячелетии
Справка. Руководители предприятия

Имя: 
Пароль: 
 


поиск по сайту
Внимание, официальные объявления
Адресная книга специалистов фирмы
Как нас найти. Алмаз на карте города
Ваши пожелания вэбмастеру

В годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны на заводе №5 НКСП трудилось 2798 человек, из них 1884 рабочих. Уже в первые дни войны добровольно и по призыву в действующую армию ушли 1115 человек или 40% личного состава. В то же время перед заводом, наряду с выполнением плана мирного времени по постройке малых охотников МО-4 и торпедных катеров ТКД-3 , встали новые задачи. Согласно вступившему в действие мобилизационному плану заводу надо было срочно модернизировать для условий военного времени катера МО-2 и МО-4, передававшиеся из пограничных отрядов НКВД на Балтике в состав Балтийского флота. Работа выполнялась в две-три смены.

В июле 1941 года руководство ВМФ приняло решение вновь организуемое соединение торпедных катеров Северного флота оснастить катерами ТКД-3, незадолго до этого переданными заводом №5 Балтийскому флоту. Катера были возвращены на завод, подготовлены к транспортировке и переправлены на Северный флот. Возглавили эти работы от завода №5 старший строитель Тимофеев А.А и сдаточный механик Мухин Х.А.

Воевавшие на этих катерах Свердлов А.Г. и Тихонов В.И. были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Командир катера ТКД-3 (ТКА-12) Шабалин А.О. высокого звания Героя Советского Союза был удостоен дважды. Этот катер поставлен на постамент в качестве памятника в Североморске.

В августе 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации части коллектива завода (свыше 100 человек), необходимого оборудования и материалов вглубь страны в поселок Сосновку Кировской области. Здесь, с помощью ленинградцев, параллельно со строительством заводских корпусов началось освоение строительства катеров МО-4 и ТКД-3, а затем освоение и серийное строительство прогрессивным поточно-позиционным способом малых охотников проекта ОД-200, разработанного под руководством эвакуировавшегося из Ленинграда главного конструктора Ермаша Л.Л. Всего за время Великой Отечественной войны Сосновский судостроительный завод построил 18 единиц МО-4, 4 катера ТКД-3 и 88 ОД-200.

На самом заводе №5 в блокированном фашистами Ленинграде параллельно со строительством новых катеров стали выполняться работы по ремонту поврежденных в боях катеров. Работа завода осложнялась нехваткой личного состава. В декабре 1941 года фактическая численность работающих составила 730 человек, поскольку к ушедшим на фронт сотрудникам добавились еще 405 эвакуированных. Первую блокадную зиму не пережили 545 человек. Восполнение кадров шло за счет подростков и женщин. Помогали строить и ремонтировать катера также и экипажи катеров. В условиях военного времени пополнение флота было возможно только за счет катеров и малых кораблей ввиду короткого цикла их постройки. Поэтому Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 473 от 13 августа 1941года заводу №5 предписывалось поставить КБФ в 1942 году 30 ТКА. В обеспечение этого Постановления Ленинградский горком ВКП(б) 29 мая 1942 года выпустил распоряжение, которым обязал смежников завода, не смотря на труднейшие условия блокадного города, обеспечить поставку заводу №5 необходимого оборудования и материалов. 3 октября 1942года руководители обороны Ленинграда Кузнецов А.А. и Капустин Я.Ф. лично посетили завод , ознакомились с производством и приняли участие в ходовых испытаниях вновь построенного торпедного катера. Они дали высокую оценку работе завода. В 1942 году заводу удалось построить 3 новых ТКА типа Д-3 и 7 переоборудовать в малые охотники МО-Д3 (проект разработан заводским КБ в условиях блокады под руководством главного конструктора Черногуза Д.А.). В 1943году завод сумел сдать 43 катера типа Д-3, из них 17 в варианте малого охотника МО-Д3. Всего за время Великой Отечественной войны завод построил 67 ТКА типа Д-3, 46 МО-Д3 и около 400 отремонтировал.

Высокие боевые качества торпедных катеров Д-3(ТКД-3) и малых охотников МО-4 и МО-Д3 позволили их экипажам наносить значительный урон противнику. Поэтому в 1944 году завод заслуженно был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В Указе , подписанном 31 мая 1944года Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калининым, есть слова : «за успешную работу по строительству боевых торпедных катеров для ВМФ, за их высокие технические и боевые качества, за самоотверженный труд коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих завод №5 НКСП награждается орденом Трудового Красного Знамени». Одновременно орденами и медалями награждалась большая группа работников завода. В числе награжденных: орденом Ленина – главный инженер Симин Абрам Файфелевич и токарь Федоров Николай Михайлович; орденом Трудового Красного Знамени – кузнец Буршев Федосий Петрович, котельщик Васильев Иван Васильевич, слесарь Павлов Петр Павлович и медник Хоменко Артемий Михайлович.

Кроме торпедных катеров и малых охотников в цехе №6 в Старой Деревне осуществлялась серийная постройка малых катеров типов КМ-2 и КМ-4, использовавшихся в качестве катеров-тральщиков. За годы блокады их было построено 192 единицы. Эти маленькие 7 и 10 –тонные катера сыграли важную роль в борьбе с немецкими минами, в прорыве, а затем и снятии морской минной блокады Ленинграда.

В Центральном парке культуры и отдыха нашего города у 2-го Елагина моста поставлен памятный обелиск в честь подвига дивизиона противоминных катеров типа КМ, а Законодательное собрание Санкт-Петербурга постановило день 5-го июня считать праздником города – днем снятия морской минной блокады.

Героические дела коллектива завода в годы Великой Отечественной войны оценены по заслугам и слова «Завод №5 НКСП» золотыми буквами высечены на стене торжественного зала Монумента, воздвигнутого в честь героических защитников Ленинграда на Площади Победы нашего города.

Среди заводчан, вместе со всем нашим народом ковавших победу, особо следует отметить директора завода Локшина Е.Я., главных инженеров Силина И.К. , затем Симина А.Ф., строителя Одинцова Л.Н., конструкторов Гусева В.П., Гурьева П.П., Китаенко Г.И., Черногуза Д.А., мастеров Глухова В.Д., Копкина А.М., рабочих Гончарова А.Г., Разина И.Е., Федорова Г.М.

Глава 1 Глава 3

комментарии к статье  (всего: 0)
всего: 522572, сегодня: 31