О ФИРМЕ ПРОДУКЦИЯ НОВОСТИ ИСТОРИЯ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ КОНТАКТЫ
ИСТОРИЯ Глава 1
Введение. ОАО "СФ АЛМАЗ"
Глава 1. Становление верфи деревянного катеростроения
Глава 2. В годы Великой Отечественной войны
Глава 3. Первые в мире ракетные катера и малые ракетные корабли
Глава 4. Катера и корабли на воздушной подушке
Глава 5. Ракетные катера проекта 1241 системы «Молния»
Глава 6. Представительские катера
Глава 7. Для охраны морских границ
Глава 8. Годы конверсии и перехода к рыночной экономике
Глава 9. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами
Глава 10. Судостроительная фирма «Алмаз» в третьем тысячелетии
Справка. Руководители предприятия

Имя: 
Пароль: 
 


поиск по сайту
Внимание, официальные объявления
Адресная книга специалистов фирмы
Как нас найти. Алмаз на карте города
Ваши пожелания вэбмастеру

Становление верфи деревянного катеростроения

Начавшая свою производственную деятельность в марте 1933 года верфь Морпогранохраны ОГПУ была предназначена
С.А.Базилевский
для строительства сторожевых пограничных катеров с корпусами из дерева. Проект верфи был разработан в ОКТБ-2 НКВД известным инженером-кораблестроителем Поповым Владимиром Федоровичем, отбывавшим там срок заключения. После долгих дебатов в Союзпроектверфи новая катеростроительная верфь проектировалась как «монтажно-сборочное предприятие с самостоятельной постройкой крупных быстроходных деревянных сторожевых катеров при широкой системе кооперирования». Мощность верфи выбиралась исходя из программы катеростроения для Морпогранохраны. Эта программа была принята на совещании у Начальника ГУПО и ВОГПУ в декабре 1931 года. Основу программы составляли быстроходные морские «габаритные» сторожевые катера(ГК) водоизмещением около 30 тонн и так
А.Н.Асафов
называемые «единые» сторожевые катера – охотники за ПЛ , водоизмещением 80-100т. Катера ГК в зависимости от типа устанавливаемого на них двигателя индексировались как ГК-1 или ГК-2. Вооружались они одним носовым орудием калибром 37 или 45 мм, 7,62мм пулеметом и 8-ю глубинными бомбами. В зависимости от типа двигателя скорость полного хода катеров ГК лежала в диапазоне 22 – 24 узлов. Проект катера ГК был разработан в ОКТБ-2 инженерами П.Г. Гойнкисом, С.А. Базилевским, Э.Э. Крюгером при общем руководстве А.Н. Асафова.

«Единые» сторожевые катера- охотники за подводными лодками разрабатывались также в ОКБ-2. Руководство разработкой этого проекта осуществлял В.Ф. Попов.

К моменту официального пуска первой очереди верфи проект «единого» катера не был утвержден, и все 16 стапельных мест новой верфи были заняты катерами ГК. С пуском первой очереди верфи ее начальника Блинова Д.Л. сменил Крюков А.В. Первым главным инженером верфи, много сделавшим для ее становления был Бурачек В.Е., потомок известной плеяды русских морских офицеров, участник знаменитого Ледового похода, участник Виглицкой десантной операции. По инициативе Блинова Д.Л. на верфи в 1932 г было создано собственное конструктор- ское бюро во главе со Зворыкиным А.К., продолжившее переданные ему от ОКТБ-2 работы по катерам ГК, «единому» катеру и другим катерам.
В.И.Тягунов

Это КБ инициативно предложило вместо неудачного проекта «единого» катера новый катер , названный его автором , талантливым инженером Тягуновым В.И., малым охотником. Новый катер при сохранении почти всего состава вооружения 100-тонного «единого» катера допускал перевозку его по железной дороге с одного театра военных действий на другой.
Малый охотник типа МО-2
Прототипом послужил катер ГК, размерения которого автор увеличил методом афинных преобразований и к двум двигателям М-34К добавил еще один. Правда, от 76мм артустановки пришлось отказаться, но однотипность 45-мм установок в носу и корме была удобнее в эксплуатации. Катер вооружался также двумя 12,7мм пулеметами и глубинными бомбами. При водоизмещении около 52 т он развивал скорость хода свыше 26 узлов. После постройки в 1933-34годах 16-ти катеров типа ГК верфь приступила к строительству катеров типа «малый охотник», получивших индекс МО-2. Всего в 1934-1935 гг верфь построила 32 таких катера. Не все шло гладко со строительством этих катеров. На причины чисто производственного характера накладывались политические события в стране. После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г был арестован почти весь руководящий состав верфи, состоявший из квалифицированных специалистов «старой школы». Руководству ОГПУ пришлось срочно присылать на верфь репрессированных инженеров из «шарашек».
Малый охотник типа МО-4
Среди прибывших в середине 1935г инженеров следует отметить легендарных Боброва И.И., Китаенко Г.И., Пугавко С.В., Константинова А.Л. Они доработали проект МО-2 и разработали под руководством С.В. Пугавко улучшенный проект малого охотника под индексом МО-4. В 1936 году верфь построила 2 головных катера МО-4, а всего к началу Великой Отечественной войны было построено 188 единиц (и 40 катеров в первые месяцы войны).

Наряду с катерами типов ГК, МО-2 и МО-4, строившимися на Петровском острове в новых цехах, в Старой Деревне на бывшей верфи Золотова, ставшей отделением, а затем цехом №6 предприятия, строились большими сериями малые катера типов КМ, КМ-2, КМ-4, «Кунгас-Кавасаки», пограничные катера РПК для Дальнего Востока, моторные шлюпки, клинкерные лодки для академической гребли.

В мае 1937 года коллектив завода возглавил умелый организатор производства Локшин Е.Я. Постановлением Совета Труда и Обороны №25 от 1937 года на верфь Морпогранохраны «для обеспечения производства верфи в военное время» возлагалась постройка деревянных торпедных катеров.
Л.Л.Ермаш
В соответствии с этим Постановлением КБ верфи приступило к разработке соответствующего проекта. Работу возглавил перешедший с завода №194 им. А.Марти (Адмиралтейские верфи) руководитель проектной группы Л.Л.Ермаш. (с 1939г- главный конструктор КБ). Он имел опыт разработки проектов стальных безреданных торпедных катеров СМ-3 и СМ-4, который и использовал при проектировании деревянного катера Д-3 (ТКД-3).
Торпедный катер типа Д-3
Катер вооружался двумя торпедами калибром 533мм, двумя пулеметами ДШК калибром 12,7мм, глубинными бомбами. Три двигателя ГАМ-34ФН мощностью по 1200л.с. каждый обеспечили скорость хода около 48 узлов, достигнутых головным катером в 1940г. Серийные катера с двигателями ГАМ мощностью 850 л.с. развивали скорость не более 39 узлов. В 1939г предприятие построило и в 1940г успешно сдало на Черном море головной катер. По результатам испытаний головного катера этот тип катеров был принят на вооружение в качестве первого отечественного «торпедного катера дальнего действия». К началу Великой Отечественной войны завод построил головную серию из пяти таких катеров.

В 1941году капитальное строительство, предусмотренное первоначальным проектом верфи, в основном было завершено. К этому времени завод располагал : судосборочным ( стапельным) цехом площадью 4800кв.м, деревообрабатывающим цехом, монтажно-сдаточным цехом площадью 840 кв.м. В 1940- 1941годах на предприятии вступили в строй механический и кузнечный цеха, литейная мастерская, расширился деревообрабатывающий цех, были построены клуб, столовая, библиотека. Завод № 5 стал современным предприятием с технически окрепшим коллективом рабочих и инженерно-технических работников. Созданные к началу Великой Отечественной войны производственные мощности позволили обеспечить строительство и ремонт катеров в сложнейших условиях блокады Ленинграда.

Введение Глава 2

комментарии к статье  (всего: 0)
всего: 495582, сегодня: 19